Ежегодно в Украине происходят сотни тысяч
дорожно-транспортных происшествий, поэтому вероятность стать причастными к ним
довольно высока. После каждого из них перед участниками встают
классически извечные вопросы: что делать? и кто виноват?
И если на второй вопрос ответы сугубо индивидуальны,
то на вопрос «что делать?» алгоритм действий четко определен Правилами
дорожного движения, в частности пунктом 2.10 для водителей, 4.15 для пешеходов,
5.4 для пассажиров и т.д.
Однако порядок действий после ДТП имеет необходимость
разъяснения, чтобы участники дорожного движения понимали не только то, что они
должны делать, но и зачем. Итак, в случае причастности к дорожно-транспортному
происшествию водитель обязан:
а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться
на месте происшествия.
То есть, нельзя убирать автомобиль к краю проезжей
части или за пределы дороги из «благих» намерений не создавать заторы для
дорожного движения. Переместив транспортное средство, вы создаете затруднения
для правильного определения виновного в происшествии, поэтому за оставление
места происшествия предусмотрена административная ответственность по ст. 122-4
КоАП Украины;
б) включить аварийную сигнализацию и установить знак
аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 9.10 ПДД.
Особо подчеркну союз «и»: должны быть выполнены оба
этих действия. При этом знак аварийной остановки либо мигающий красный фонарь
устанавливается на расстоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения,
но не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м
вне их.
Чтобы правильно установить знак аварийной остановки,
следует понимать смысл этого действия, который заключается в следующем:
- обезопасить себя путем
обозначения на проезжей части от возможных аварийных ситуаций и
последующих ДТП. Чтобы этого избежать, необходимо усвоить простейшее
правило – знак должен находиться от автомобиля на таком расстоянии,
которое бы соответствовало тормозному пути общего потока транспортных
средств. Например, при интенсивном движении на невысокой скорости в
«часы пик» знак может быть установлен ближе, а ночью, когда скорость
движения более высокая – дальше от транспортного средства;
- оградить место происшествия с
целью сохранения следовой картины. Исходя из этого, знак необходимо
выставить таким образом, чтобы в зоне ограждения оказались следы
торможения, волочения, наиболее крупные осколки, фрагменты, детали, следы
крови, осыпь грунта и т.д. Если в ДТП участвовали несколько транспортных
средств, необходимо задействовать знаки аварийной остановки со всех из
них. Если этого недостаточно, целесообразно дополнительно использовать
подручные материалы: яркие предметы, канистры, ветки и т.п.;
- организация объезда места
происшествия остальными участниками дорожного движения. То есть, знаки
должны быть выставлены таким образом, чтобы сами по себе не перекрывали
движения и не стали неразумным препятствием, образовавшим необоснованную
«пробку»;
в) не перемещать транспортное средство и предметы,
имеющие отношение к происшествию.
Нередко приходится быть свидетелем того, как после
ДТП, не дожидаясь прибытия работников ГАИ, водители начинают складывать в
багажник оторванные бамперы, номерные знаки и другие предметы. Но
опять же, вы еще не можете знать, место расположение какого предмета может
иметь значение для правильного определения виновного в происшествии;
г) принять возможные меры для оказания первой
медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а
если это невозможно, обратиться за помощью к присутствующим и отправить
пострадавших в лечебное учреждение.
Чтобы оперативно и качественно выполнить требование
данного подпункта, на месте ДТП важно не впадать в панику, а четко и быстро
оценить количество пострадавших, очередность оказание неотложной помощи
(начиная с пострадавших, у которых травмы опасны для жизни), примерный вид
травм. Это необходимо для того, чтобы уже при сообщении в скорую помощь можно
было ориентироваться в необходимом количестве медицинских машин и их
оборудовании. Например, пострадавших с травмами костей таза необходимо
транспортировать на жестких носилках, а в стандартный комплект машин скорой
помощи они, как правило, не входят;
г) в случае невозможности выполнить действия,
перечисленные в предыдущем подпункте, отвезти пострадавшего в ближайшее
лечебное учреждение своим транспортным средством, предварительно зафиксировав
расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства
после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной
знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или иного
документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное
средство и возвратиться на место происшествия.)
Следы происшествия, а также расположение ТС (оно
фиксируется по центральной внешней точке каждого из четырех колес автомобиля)
можно зафиксировать путем нанесения царапин на асфальте камнем, палкой,
отверткой или другими подручными предметами;
д) сообщить о ДТП в орган или подразделение милиции,
записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия работников милиции.
Действие не представляется сложным, так как сообщение
делается бесплатным телефонным звонком на номер «102»;
е) принять все возможные меры для сохранения следов
происшествия, ограждения их и организовать объезд места происшествия.
Чтобы выполнить данное требование, о котором
говорилось и выше, возможно потребуется дополнительная помощь пассажиров, иных
лиц. Только выполнив перечисленные неотложные мероприятия, вы можете начать
дозваниваться в страховую компанию для сообщения о случившемся. Нередко же
водители после ДТП начинают именно с этого, забывая о требованиях Правил. Не
стоит болтать по телефону и когда на место происшествия прибыли работники
милиции, которые начинают призводить замеры при составлении схемы ДТП.
Во-первых, вы должны участвовать в замерах, а делать это с трубкой у уха крайне
неудобно. Во-вторых, не обращая внимание на рулетку, вы можете «пропустить
самое главное». Ведь схема ДТП является основополагающим документом для
определения причин и виновников ДТП;
є) до проведения медицинского освидетельствования не
употреблять без назначения медработника алкоголя, наркотиков, а также
лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме входящих в
официально утвержденный состав аптечки).
Предельно ясное требование, позволю лиш одно
уточнение. Ранее ряд водителей пытались избежать наказание за управление ТС в
состоянии алкогольного опьянения, утверждая, что алкоголь употребили уже после
ДТП, для «снятия стресса». По нынешнему административному законодательству (ч.4
ст.130 КоАП) за данное деяние также предусмотрено жесткое наказание.
|